пятница, 6 января 2017 г.

Как говорить так чтобы ребенок понимал с первого раза

Если вы послушаете себя со стороны, то не услышите ли вы, что-нибудь типа: «Я в последний раз тебе говорю…» или «Сколько раз тебе надо повторять, что…»?

По какому признаку ваш ребенок определяет, что теперь уже точно настало время выполнить то, о чем вы ему сказали? Вы уже досчитали до трех? До десяти? Вы повышаете голос? Вы начинаете размахивать руками и кричать на ребенка? Вы начинаете медленно и четко выговаривать каждое слово? Вы говорите ему, что сейчас уже точно накажете его? Вы встаете, чтобы идти за ремнем? Что заставляет вашего ребенка действовать?

Есть несколько причин, почему дети нас не понимают, и семь способов говорить так, чтобы они прислушались к нам.
Стоило сказать сыну: «Перед сном убирай игрушки», и он начал каждый вечер исправно складывать их в коробку? Да это настоящее чудо! Чаще бывает совсем не так: приходится много раз говорить одно и то же на все лады. Есть несколько причин, почему дети нас не понимают, и семь способов говорить так, чтобы они прислушались к нам.
Вот советы из книги детских психологов, мамы и дочери Заряны и Нины Некрасовых «Без опасности: от рождения до школы».
Причины непонимания
Дети считают себя бессмертными существами (что само по себе неплохо), и ни одному ребенку как-то не верится, что именно с ним может произойти несчастье. Отсюда — тот самый налет легкомысленности или пофигизма, на который мы так часто натыкаемся, особенно когда беседуем с подростками.
Дети вообще устроены иначе, чем взрослые. И из-за этой «инаковости» они действительно часто не понимают нас. Или понимают, но совсем не так, и видят совсем не то, что мы имели в виду. Бывало, скажешь дочке или сыну: «Убери в своей комнате», ребенок трудится, убирает и вроде старается, а в результате вы обнаруживаете все тот же хлам и мусор, только переставленные в другом порядке. С вашей точки зрения, это безобразие. С детской — полный порядок, потому что ценные (красивые!) и нужные вещи глупо засовывать куда подальше.
То же самое происходит, когда мы о чем-то предупреждаем, или о чем-то просим, или в чем-то пытаемся убедить детей. Детское мышление конкретно и практично. До высоких абстрактных истин оно дорастает к средним, а чаще — к старшим классам. Потому общие рассуждения, как правило, не задевают их. А нотации и назидания вообще вызывают зевоту.
Кстати, о поддакивании. Родителей это раздражает: кивает детка головой, соглашается, вроде все понял, а потом выясняется, что не понял ни-че-го. Но обижаться не стоит. Думается, что умные дети поддакивают нам из самых гуманных соображений:родители стараются — и так не хочется их огорчать.
Что же делать? Говорите с детьми на их языке, и они прекрасно поймут, от чего вы хотите их предостеречь.
1. Объясняйте наглядно и образно
Чтобы ребенок как следует запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен:
* увидеть
* ощутить
* воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, как для него родной язык — образы и чувства)
Итак, хотите, чтобы ребенок вас понял, по-настоящему понял, — создайте образ и задействуйте его органы чувств. Образ полезнее, чем долгие речи и слова, не только для маленьких детей, но и для подросших. Он прямым ходом идет в подсознание, а что туда попало — никогда не пропадет.
2. Играйте
Игра — лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.
Пока ребенок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так —неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.
Когда играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.
3. Рассказывайте сказки
Один из лучших способов что-то донести до ребенка — рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок, может быть, несознательно соотносит с собой.
4. Уроки между делом
Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из-под палки, — усваивается с трудом. Виноват тот самый внутренний протест!
Уроки безопасности тоже лучше всего проводить:
* неназойливо
* вызывая любопытство и желание узнать
* интересно — чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично»
Главный принцип обучения — учить так, чтоб ребенок захотел учиться.
Посадить ребенка и прочитать ему лекцию — это возможно. Невозможно заставить его слушать это целый час. Если вы начали говорить, говорить, говорить и видите, что глаза он поднял к потолку, рукой подпер голову, голову склонил вбок, шевелит губами, дергает ногой или что-то рисует, — можете быть уверены, он уже давно не в этой комнате, не с вами.
Лекции можно читать, если вы:
— хороший оратор и обладаете даром убеждения
— чувствуете неутихающий интерес ребенка
Лекция даже взрослыми усваивается и откладывается в долгую память процентов на пять. Так что говорите четко, кратко и образно.
5. Покажите, как надо делать правильно
Если вы хотите дать ребенку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких-то прохожих, которым до всего есть дело.
Легче согласиться с воплями из подворотни, а лучше — думать своей головой. Но думать придется или заранее, или о последствиях. Кстати, и ребенку тоже не помешает учиться сначала думать, а потом делать (лазить, прыгать, бегать, скакать…).
6. Коварное «нет»
О коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не…» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!
Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу — не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они — народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов, у него «бананы в ушах». Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».
С риторическими вопросами происходит почему-то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они скорее раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из-под вашего вопроса выглядывает что-то ехидное и запретительное типа «Я тебе русским языком говорю: до каких пор… ?!».
Что из этого следует?
* Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя»
* Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение)
* Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так не уверены в себе)
* А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю
* Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична
7. Повторяйте по-разному
Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится надолго.
Информация переходит в долговременную память:
— когда информация яркая, эмоциональная
— когда человек повторяет ее, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!
В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем — повторять: через три дня, через неделю — через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же — по-разному.
Последовательно, постепенно углубляя и возвращаясь к пройденному, надо говорить и о простых и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила не меняются. Они лишь дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий